Главная » Статьи » Страничка педагога-организатора » Сценариии

Программа творческой смены "Тайна заставы Ермака"

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

областной духовно – патриотической смены
для детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию

«ТАЙНА ЗАСТАВЫ ЕРМАКА»

Автор программы:
Елена Петровна Рунёва,
педагог – организатор
Центра детского творчества»

ПРОГРАММА
ДУХОВНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ
«ТАЙНА ЕРМАКА».

Информационная карта программы

Возраст участников:
Данная программа ориентирована на детей в возрасте 8 -16 лет.
Категория: Дети трудной жизненной ситуации.
Количественный состав: 140 человек.
Основные исполнители:
Педагоги и методисты дополнительного образования Центра детского творчества, дополнительных учреждений г. Тары, сотрудники автономной некоммерческой организации духовно – патриотического спортивно – оздоровительного центра «Застава Ермака».

Количество сотрудников: 30 человек.

Период реализации программы:
Программа рассчитана на 10 дней.
Срок реализации: 29 октября –07 ноября 2016 года.
Место:
Образовательное пространство Автономная некоммерческая организация
духовно – патриотический спортивно – оздоровительный центр
«Застава Ермака» (Омская обл., Тарский р - он., с. Екатерининское)

Паспорт программы
Наименование программы Программа воспитательной работы духовно – патриотической смены «Тайна Ермака»
Наименование
организации Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Адрес организации г.Тара, Омская обл., ул. Советская, 24
Контактные данные 8 (381) 71 2 12 70
89503393319
Ф.И.О. руководителя организации Директор БОУ ДО «ЦДТ»
Людмила Алексеевна Вандышева
Разработчики
программы Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Автор программы: Педагог – организатор Елена Петровна Рунёва.

Образовательная база Автономная некоммерческая организация
духовно – патриотический спортивно – оздоровительный центр
«Застава Ермака» (Омская обл., Тарский р - он., с. Екатерининское, ул.
Исполнители программы Педагоги БОУ ДО «ЦДТ», педагоги учреждений дополнительного образования
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 10 дней

Характеристика специфики
контингента Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци¬альных групп, разного возраста, уровня развития и состо¬яния здоровья.
Структура формирования смены 5-6 отрядов
Возраст воспитанников смены Программа рассчитана на возраст от 9 до 15 лет
Направленность смены Духовно - патриотическая
Концепция
программы смены В основе концепции программы - формирование духовно-нравственных качеств ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития самостоятельности, инициативности и творческого мышления, стимулируя процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации.

Концепция основана на следующих идеях:
Идея гуманистической воспитательной системы В.А.Караковского и Н.Е.Щурковой.
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский).
Идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А. И. Щетинская).
Цель программы Содействие формированию духовно-нравственных качеств ребенка, его саморазвитию, самопознанию, посредством включения в активную, интеллектуальную, творческую, эмоционально-насыщенную деятельность.
Задачи программы • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;
• развивать гражданственность и национальное самосознание воспитанников;
• создать условия для реализации каждым участником смены собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
• развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Краткое содержание программы Попадая в программу, каждый ребенок становится участником игровой модели, определяет своё место в ней и тот вклад, который он может принести. С первых дней пребывание в лагере детям предлагается легенда смены. В конце смены дети должны освободить синюю птицу. Птицу счастья, мечты, творчества и свободы. «Оживить» модель дети могут посредством культурных, духовно-нравственных ценностей, достижений науки и техники, представленных в образе Ключей. Принимая участие в общелагерных мероприятиях, отрядных делах и повседневной жизни ребята имеют возможность получать Ключи, фиксировать их на игровой модели, тем самым символично обогащая этими ценностями или достижениями заставу Ермака. Вторым направлением игровой модели становится реализация отрядных проектов определенной тематики. В процессе работы над проектами каждый ребенок лучше познает себя и других, анализирует полученный опыт, делает выводы и узнает новое о себе и других. Этот процесс самопознания и саморазвития отражается в индивидуальной книге участника программы, которая называется «Знакомство со мной», которую дети заполняют в течение заезда. Помогает ребятам в заполнении книги педагог – психолог. Кроме анкетирования, тренингов, работе в группах, он при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям и родителям, нуждающимся в советах психолога.
Ожидаемые результаты реализации программы Расширение представлений о себе, своих сильных личностных качествах, своих профессиональных предпочтениях.
Расширение представлений об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях и значимости их для современного общества в целом и каждого гражданина в частности.
Расширение знаний, лежащих в основе физического и психического здоровья и ответственное отношение к своему здоровью (добровольное выполнение процедур по укреплению своего здоровья, отказ от вредных привычек)
Овладение знаниями, умениями и навыками по программам дополнительного образования.
Состав педагогического персонала и руководителей смены Начальник лагеря
Методист
Педагог-организатор
Педагог - психолог
Воспитатели (5 - 6 человек)
Вожатые (10 – 12 человек) Количественный состав воспитателей и вожатых определяется согласно количеству отрядов (На 1 отряд – 1 воспитатель и 2 вожатых).
Инструктор по физической культуре
Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и студий
Ди-джей/Музыкальный руководитель
Управление программой Ответственный за создание и реализацию программы – руководитель смены: начальник лагеря
Органы самоуправления: Отряд «ОСН» - Отряд Особого Назначения.
1. Координатор по вопросам дисциплины и чистоты.
2. Координатор по спорту и здоровому образу жизни.
3. Координатор по досугу и отдыху.
4. Координатор по информационному обеспечению.
5. Координатор по вопросам дизайна и эстетики.

Пояснительная записка.

Духовность, нравственность, патриотизм –это главные непреходящие
общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение, которых у
разных народов мира совпадает.
Изменение понимания сути духовности в современном обществе приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
Утрата былого величия России на рубеже XX –XXI веков –ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, традиционных ценностей и идеалов Российского государства, Православной веры.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
В сочетании они составляют основу личности, где духовность –вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Вот почему главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.
Именно духовнонравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.
Обеспечение духовно-нравственного развития и патриотического воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь.
Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма.
Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения.
В этих условиях педагоги находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В каникулярное время воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, становится возможным через реализацию творческих проектов, профильных смен.
Временный детский коллектив является наиболее оптимальным для системы духовно - патриотического воспитания. Это обусловлено тем, что дети прибывают из разных образовательных учреждений, в которых большое внимание уделяется воспитанию духовных, нравственных и патриотических ценностей.
Новое время требует от образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического и духовного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, детей была вызвана:
-необходимостью максимально занять свободное время детей на каникулах, с целью отвлечь от негативного влияния улицы;
- повышением спроса на организованный отдых вне школы и дома;
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему планирования свободного времени на время каникул;
- модернизацией старых форм работы и внедрением новых;
- необходимостью использования творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
-возможностью получить и закрепить трудовые умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни воспитанников.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях детского лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены. В данном случае продолжительность составляет 10 дней и реализуется в осенние каникулы.

Цель программы: Создание условий для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, его саморазвития, самопознания, посредством включения в активную, интеллектуальную, творческую, эмоционально-насыщенную игровую деятельность.
Задачи:

 формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;

 развивать гражданственность и национальное самосознание воспитанников;

 создать условия для реализации каждым участником смены собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

 развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

 обеспечение вхождения детей в систему социальных связей, широкое приобщение их к разнообразному социальному опыту современной жизни;

 выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения;

 воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии страны;

 приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, и, в первую очередь, культуры своего родного края, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

 воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, использовании уникальных способностей летнего времени с целью организации активного общения детей с природой и воспитание экологической культуры.

Программа предусматривает мероприятия познавательного, развлекательного и спортивного характера, по соблюдению гигиенических правил, режиму питания, правилами поведения за столом и т.д.
Реализация данной программы рассчитана на привлечение к работе медицинских специалистов, работников правоохранительных органов, психологов и педагогов КОУ ДОД «Центр детского творчества» и других учреждений дополнительного образования.
Главная идея проекта: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».

Нормативно- правовое обеспечение:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный закон «Об образовании»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г.;
5. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Направления деятельности
1. Духовно – патриотическое;
2. Художественно – эстетическое направление;
3. Журналистика;
4. Туристско-краеведческое;
5. Декоративно – прикладное;

Педагогические принципы:
• Принцип комплексности оздоровления и воспитания.
• Коллективная творческая деятельность (только в сотрудничестве педагогов и воспитанников можно создать условия для развития личности).
• Свобода выбора деятельности.
• Создание положительного эмоционального фона.
• Создание ситуации успеха (успех – это источник внутренних сил ребенка, стимулирующий на преодоление трудностей, достижения поставленных целей).
• Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи между всеми участниками смены.
• Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учёте интересов и потребностей детей.
• Принцип сочетания защиты и социального развития детей.

Формы и методы:

Направление Формы и методы
Оздоровление детей утренняя зарядка
спортивные мероприятия
уроки Знахаря
практические занятия
игры
профилактические процедуры
Развитие творческих способностей мастерские по направлениям
конкурсы рисунков
музыкальные занятия (ЛЭП)
инсценировки
игры, тренинги
КТД
Формирование основ правовой культуры беседы
конкурсы
анкетирование
игры, тренинги
деловые игры
Развитие лидерских качеств у детей КТД
дни вопросов и ответов
тренинги
деловые игры
творческие конкурсы

Методы диагностики

 Анкетирование (1 день и 5 день).
 «Срез ожиданий» (1 и 8 день).
 Огоньки – рефлексия, календарь настроения.
 Наблюдение взаимоотношений между детьми.
 Карта успеха, антропогенные данные (рост, вес).
 Уроки Знахаря (Как здоровье? Лучше не рисковать. Расти здоровым.)

Организационная структура
Проект реализуется через организацию и проведение сюжетно - ролевой игры. Погружение в игру осуществляется с момента начала смены.

Игровая модель программы.
Легенда смены: «Тайна Заставы Ермака».

Когда-то, очень давно, на берегу могучего седого Иртыша существовала застава. Правил той заставой бесстрашный казак Тимофей Ермак.
Привёл казак свою дружину, чтобы Сибирь покорить, города красивые строить, жизнь людей сделать лучше.
Красивые башни крепости заставы Ермака возвышались над рекой, и люди, проходя мимо, восхищались их необычностью.
В замке жила Прекрасная Синяя птица. Она хранила принадлежащие ей сокровища Знаний. Именно эти сокровища помогали жителям не быть равнодушными, учили доброте и взаимовыручке.
Каждый день в заставе Ермака проходил интересно: у жителей находилось время и на труд, и на отдых.
По древней традиции каждый день заканчивался большим ярким праздником, который устраивали сами жители, а помогала им в этом волшебная Синяя птица.
За умение трудиться и отдыхать, за помощь друг другу Ермак щедро награждал жителей заставы. Мир и радость, песни и сказки, традиции разных народов были постоянными гостями этой заставы. Почему? Да потому, что Синяя птица умели творить чудеса.
Обыкновенные люди жили счастливо в мире и согласии с Синей птицей, потому что любили историю и культуру, уважали мнение других, умели любить и постоянно стремились сделать мир вокруг себя лучше и интереснее.
Хотели знать еще больше и дарить знания другим людям. Но однажды злая волшебница по имени Равнодушие, чтобы завладеть Сокровищами Знаний, наложила на жителей заставы Ермака заклятие холодного сердца. А Синяя птица – птица добра, удачи, милосердия не смогла жить, видя, равнодушие и черствость жителей заставы и улетела далеко от Сибирских просторов и могучей реки Иртыш, со слезами покидая прекрасную заставу славного Ермака.
Никто не знает, когда и почему это случилось.
Сохранилась лишь легенда о том, что знание и ум, искренний интерес и стремление проникнуть в тайны познаний помогут вернуть Синюю птицу в заставу Ермака и все Сокровища местного . И вернётся в Заставу прежняя жизнь.
Чтобы осуществить мечту Синей птицы о возвращении в родные места, и умерить гнев злой волшебницы ребятам предстоит найти 7 ключей, тем самым постичь главные человеческие ценности.
Во время путешествия детей также ждут препятствия, преодолев которые они достигнут желаемой цели. Только смелые, отважные, мудрые и находчивые смогут пройти все испытания и получить достойные звания и награды.
В соответствии с игрой создается карта, в которой отмечены места, где побывают все жители, путешествуя по заставе (Приложение).

Структура смены:

Ребята живут дружинами ( 6 отрядов – 6 дружин)
Выбирается Воевода дружины. (командир отряда)
В первый день ребятам предлагается выбрать направление по интересам, придумать название, флаг, гимн, герб, паспорт дружины (уголок отряда) и выбрать Старейшину.
Каждая дружина ежедневно проявляет свои способности в области организации общелагерных дел, предлагает свои идеи по улучшению жизни в лагере.
Каждое утро регионы собираются на «поверку», которая проходит на «Площади встреч».
С первого дня открываются мастерские-занятия по направлениям, которые ведут ремесленники, мастеровые, специально придуманных легендой смены .

В лагере вводятся специальные названия должностных лиц:

Хранитель Заставы – директор лагеря «Застава Ермака».
Атаман дружины – начальник смены.
Главный Советник – педагог – организатор.
Воевода– командир отряда.
Целитель замка – медицинский работник.
ОСН – отряд особого назначения. Детское самоуправление лагеря.
Советники– воспитатели отрядов. вожатый.(ая)
Мастеровые, ремесленники – педагоги художественно – эстетического, декоративно - прикладного направления.
Мобильный отряд – педагоги по направлениям работы: туристическое, краеведение, патриотическое направление.
Кравчие – повара.
Поселенцы– дети, участники профильной смены.
Стольники – дежурные на кухне. (ежедневно из участников смены)
Смотритель - охрана лагеря.
Хозяйственный двор – рабочие .

Избирается специальный отряд «ОСН» - Отряд Особого Назначения.
«ОСН» является моделью детского самоуправления смены. В ходе функционирования модели детского самоуправления реализовываются следующие функции:
 Коммуникативная - способствует развитию различных форм общения «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество».
 Регулятивная - проявляется в процессе выполнения детьми управленческих, организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений.
 Функции социальных связей.
 Организаторская.
 Досуговая.
Позиция взрослого при функционировании модели отражается в следующих правилах:
 не подменять детей там, где они сами могут справиться;
 поддерживать идеи детей;
 уважать решение детей, помогать их реализовывать;
 избегать прямого нажима, стараться убеждать, объяснять.

«ОСН» участвует в планировании, обсуждении, подготовке и проведении мероприятий различной направленности в течении всей лагерной смены. Сообщает о плане на день в дружину.
Выбирается из самых активных участников смены.
Ежедневно на утренней поверке лучшие дружины награждаются отличительными знаками.
С первых дней проводятся тренинги, где обучают жителей Заставы Ермака взаимодействию, умению работать в команде, преодолевать трудности и конфликты, на умение работать в команде, на сплочение.
Между отрядами каждый день проводятся состязания, интеллектуальные и спортивные марафоны, КТД и т. д.
Каждая дружина имеет форму (футболки) определённого цвета, значки смены. Специально изготавливаются знаки награждения и поощрения.

Форма награждения и поощрения:

За участие и победу в мероприятиях регионы (отряды) получают награды:
Общеотрядные:
I место – «Орден Ермака»
II место – «Медаль Хранителя»
III место –«Знак дружины»

Значок Надежды – за участие в мероприятии, помощь в оформлении и организации и проведении мероприятий. За 10 «Значков Надежды» даётся «Медаль Хранителя».
На протяжении всей смены «Тайна Ермака» Атаманом дружины и Главным советником ведется «Книга Достойных».
«Книга Достойных» - в неё заносятся имена лидеров, особо отличившиеся в мероприятиях в течение всей смены.
«Достойная Дружина» - По итогам соревнований смены выбирается дружина (отряд) – победитель, которому присваивается это звание.

Структура игровой модели состоит из трёх модулей.

1 модуль: Попадая в программу, каждый ребенок становится участником игровой модели, определяет своё место в ней и тот вклад, который он может принести.
С первых дней пребывание в лагере детям предлагается легенда смены. В конце смены дети должны освободить Синюю птицу. Птицу счастья, мечты, творчества и свободы. Застава – это крепкая надёжная крепость, но без души жителей крепость пуста. И ребятам предлагается «оживить» Синюю птицу посредством культурных, духовно-нравственных ценностей, достижений науки и техники.
«Оживить» Синюю птицу дети могут посредством культурных, духовно-нравственных ценностей, достижений науки и техники, представленных в образе Ключей.
Принимая участие в общелагерных мероприятиях, отрядных делах и повседневной жизни ребята имеют возможность получать Ключи, фиксировать их на игровой модели, которая представлена виде башен заставы, тем самым символично обогащая этими ценностями или достижениями заставу Ермака.

2 модуль: Направлением игровой модели при работе этого модуля становится реализация отрядных проектов определенной тематики.
В процессе работы над проектами каждый ребенок лучше познает себя и других, анализирует полученный опыт, делает выводы и узнает новое о себе и других.
В конце смены ребята демонстрируют конечный продукт, полученный в ходе работы над проектом.

3 модуль: Заключается в создании индивидуальной книги участника программы, которая называется «Дневник поселенца», которую дети заполняют в течение заезда.
Помогает ребятам в заполнении книги педагог – психолог.
Кроме анкетирования, тренингов, работе в группах, он при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям и родителям, нуждающимся в советах психолога.
В ходе смены создаётся «Книга Достойных», она хранится в лагере Застава Ермака и продолжается на последующих сменах.

Первый модуль.
Игровая модель предполагает 7 базовых ценностей, которые дети могут принести в свою Заставу. Эти ценности отмечены разным цветом и могут вручаться на нескольких мероприятиях, поскольку очень трудно разделить ценности одну от другой и отобразить в мероприятиях только одну. Образно эти ценности в игровой модели представлены в виде Ключей:

1 ценность (Красный ключ) – человечество и патриотизм –
В программе эта ценность представлена девизом «Мы такие разные, но мы вместе»!
На заезде эта ценность отражена в мероприятиях: вечер знакомства «Расскажи мне о себе», тематическом открытии смены «…………», конкурсно - познавательная программа «Мое Отечество», тропа доверия «Моя команда», «Вечер патриотической песни» и работа в отрядах (отрядные тематические дела, проекты) и т.д.

2 ценность – (Оранжевый Ключ) - семья и дружба.
В программе эта ценность представлена слоганом «Мой мир - моя семья, мои друзья».
На смене эта ценность отражена в мероприятиях «Сотвори свое будущее сам»,этнодискотека, общелагерные мероприятия, работа в отрядах (отрядные тематические дела, проекты).

3 ценность – (Желтый Ключ) - труд и творчество –
В программе эта ценность представлена девизом «Творчество в каждом деле».
На смене эта ценность реализуется в отрядных и повседневных делах, проектной деятельности и мероприятиях: флешмоб, конкурсно - тематическая программа «Этот мир в твоих ладонях», создание короткометражного кино, выставки декоративно – прикладного и художественного творчества.

4 ценность – (Зеленый Ключ) – сохранение природы
В программе эта ценность представлена слоганом «В гармонии с природой».
На заезде эта ценность реализуется в первую очередь в проектной деятельности, кружках и секциях, отрядных и повседневных делах, мероприятиях, работа творческих площадок «Будущее Прииртышья», игра по станциям «Проверка на сноровку», конкурсные программы, экологическое шоу «Взгляд будущее», защита проектов.

5 ценность – (Голубой Ключ) искусство –
В программе эта ценность представлена девизом «Красота спасет мир». На заезде эта ценность реализуется в мероприятиях открытие смены «……..», в работе театра «Пилигрим », творческий концерт «Радуга творчества», КВН, гинесс – шоу «Кто во что горазд!», костюмированное шоу «Взгляд в будущее», создание короткометражного кино на кружках, студиях творческой направленности.

6 ценность – (Фиолетовый Ключ) – Здоровый образ жизни.
В программе эта ценность представлена слоганом – «Здоровое поколение – будущее России».
На заезде эта ценность реализуется в мероприятиях деловая игра «Моё поколение», Уроки Знахаря (беседы и мероприятия медицинского работника о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья), спартакиада «Пик Олимпийский», конкурсно-тематическая программа «Этот мир в твоих ладонях», на кружках, студиях творческой направленности, выставках художественного творчества.

7 ценность – (Розовый ключ) – Моя малая родина.
В программе эта ценность представлена слоганом – «Моя гордость – моё Прииртышье».
На смене эта ценность реализуется в мероприятиях деловая игра «Моё поколение», виртуальное путешествие «Мой край Сибирский – Родина моя!», деловая игра «Сибирью славится Россия!», творческие мастерские «Живут в Сибири чудо – мастера!» на кружках, студиях творческой направленности, выставках художественного творчества.
Принимая участие в общелагерных мероприятиях ребята имеют возможность получать Ключи, фиксировать их на игровой модели, тем самым символично обогащая этими ценностями или достижениями свои дружины и Заставу в целом. Мероприятия в свою очередь должны отражать, акцентировать или иметь смысловую связку с той ценностью, которую символически представляют Ключи. В каждом Ключе зашифрована часть фразы, которую в конце смены должны составить ребята. Это своеобразное напутствие, завет Ермака молодому современному поколению.
Фраза звучит таким образом: «Преобразив себя – преобразим Россию»

Второй модуль.

Вторым модулем игровой модели становится реализация отрядных проектов определенной тематики.
Для этого отряды (дружины) изначально формируются по направлениям.
Каждый отряд имеет своё направление работы, но не предполагает занятие только этим видом деятельности
Направления работы:
1. « Ведущий за собой» (художественно – эстетическое направление)
2. «Пресцентр» (СМИ)
3. « Здоровое поколение» (Экологи).
4. «Искатели приключений» (Туристы, краеведы)
5. « Чудотворцы». ( Декоративно – прикладное)
6. « Юные лидеры России» (Патриотическое).

В процессе работы над проектами каждый ребенок лучше познает себя и других, анализирует полученный опыт, делает выводы и узнает новое.
Этот процесс самопознания и саморазвития отражается в индивидуальной книге участника программы, которая называется «Дневничок поселенца».
Каждый ребенок заполняет ежедневно один лист этой книги, отражая в ней наиболее важную и значимую информацию. Познавая себя и других ребенку легче реализовывать общую задачу лагерной смены.
В конце заезда каждый отряд делает презентацию своего проекта и объединяет свою отдельную дружину с дружинами других отрядов, выстраивая некое целостное единство.

Каждый день смены – тематический:
1. «Приключения начинаются!» (Заезд).
2. «Кто есть кто?» (День знакомства).
3. «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» (День спорта).
4. «Это моя дружина!» (День дружины).
5. «Сказочный переполох в Заставе Ермака». (День сказок).
6. «Дорогой Почемучек». (День интеллектуалов).
7. «Моё Прииртышье». (День малой Родины).
8. «Нам завещаны память и слава». (День исторической памяти).
9. «Возьмёмся за руки, друзья!». (День дружбы).
10. «Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены» (Отъезд).

Третий модуль.
Заключается в создании индивидуальной книги участника программы, которая называется «Дневничок поселенца», которую дети заполняют в течение заезда.
Помогает ребятам в заполнении книги педагог – психолог.
Кроме анкетирования, тренингов, работе в группах, он при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям и родителям, нуждающимся в советах психолога.
В дневнике каждый ребёнок заполняет экран своего настроения, делится впечатлениями прожитого дня как положительными, так и отрицательными.
Эскиз «Дневника поселенца» смотри в Приложении 2.
В ходе смены создаётся «Книга Достойных», она хранится в лагере Застава Ермака и продолжается на последующих сменах.
В «Книге Достойных» оставляют свои отзывы почетные гости, посещающие лагерь, родители.
В ходе смены создаётся «Книга Достойных», она хранится в лагере Застава Ермака и продолжается на последующих сменах.

Примерное календарно – тематическое планирование.

29 октября. День 1-й:
«Приключения начинаются!»

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 –11.00
Заезд участников смены
Холл лагеря. Начальник смены,
воспитатели, вожатые,
мед. работник.
11.00 –13.00 Дела житейские:
• Знакомство;
• Формирование дружин; (отрядов)
• Выбор Воеводы (командира отряда)
• Выбор ОСН.
Соборное место. (Отрядное место.)
Воспитатели.
Вожатые.
13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час)
Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
16.30 – 17.00 Полчаса на всё.
(свободное время) Отрядное место. Воспитатели.
Вожатые.
17.00 –18.30 «Ключ к успеху»
игра - маршрутка. Территория лагеря. Педагог – организатор.

18.30 – 19.00 Полчаса на всё.
(свободное время) Отрядное место. Воспитатели.
Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.30 – 20.30 Подготовка к вечернему мероприятию
«Игровой калейдоскоп»
Соборное место. (Отрядное место.)
Воспитатели.
Вожатые.
20.30 – 21.30 «Игровой калейдоскоп»- конкурсная программа. «Площадь встреч»
(Актовый зал) Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник. Столовая.
22.00 «Я + ТЫ = МЫ»
Огонёк знакомства.
Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

30 октября. День 2-й:
«Кто есть кто?» День знакомства.

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.

08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)

Площадь встреч.
Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Подготовка к открытию смены.
Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.30 – 11.00 Торжественное открытие смены Площадь встреч Начальник смены. Педагог – организатор.
11.00 –13.00 «Школа ремёсел»

«Школа танца»
Подготовка к шоу «Голос»
«Вечные истины»

«Познай себя»
(минутки психолога)
Соборное место. (Отрядное место.)
Спортивный зал
Актовый зал. Педагоги д/о

Педагог – психолог.

13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
13.30 – 14.00 «Вместе с песней» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час)
Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
16.30 – 18.30 «Дела житейские»
• Оформление флага дружины.
• Создание эмблемы дружины
• Визитная карточка дружины (самопредставление)


18.30 – 19.00 Полчаса на всё.
(свободное время)
Отрядное место. Воспитатели.
Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.30 – 20.30 Подготовка к вечернему мероприятию
«Знакомьтесь – это мы! Защита флага, эмблемы, визитная карточка дружины.
Соборное место. (Отрядное место.)
Воспитатели.
Вожатые.
20.30 – 21.30 «Знакомьтесь – это мы!» - программа знакомства. «Площадь встреч»
(Актовый зал) Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник.
Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

31 октября. День 3-й:
«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»
(День спорта).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)

Площадь встреч.
Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 Дела житейские»
Операция «Чистюля»
(уборка в комнатах, отрядных местах) Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 11.30 «На встречу спорту»
Спортивные соревнования.


Площадь встреч
Физрук.
11.30 – 13.00 Выпуск газеты дружины «Новости Заставы»
13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед. Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
16.30 – 18.00 Подготовка к вечернему мероприятию «Кто во что горазд». Воспитатели, Вожатые.
18.30 – 19.00 Полчаса на всё.
(свободное время)

Отрядное место. Воспитатели.
Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.30 – 21.00 Подготовка к вечернему мероприятию
«Кто во что горазд!» Соборное место. (Отрядное место.)
Воспитатели.
Вожатые.
20.30 – 21.30 «Кто во что горазд» - шоу достижений. «Площадь встреч»
(Актовый зал) Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник.
Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

1 ноября. День 4-й:
«Это моя дружина!» (День дружины).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.

08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)



Площадь встреч.

Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время.

Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 12.00 «Школа ремёсел»
«Вечные истины»
Подготовка к шоу «Голос»
«Танцуй со мной!» - мастер – класс по хореографии. Отрядное место.

Актовый зал.

Спортивный зал. Педагоги д/о
12.00 –13.00 Оформление паспорта дружины
Отрядный уголок.


Соборное место. (Отрядное место.)
Вожатые.
Воспитатели.

13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед.
Столовая. Вожатые.
Воспитатели.

13.30 – 14.00 «Вместе с песней» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час)
Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 19.00 Подготовка к вечернему мероприятию КВН «Это моя дружина!»
Выпуск газеты «Это рассказ о нас»
Завершение оформления паспорта дружины. Воспитатели Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.30 – 20.00 «Полчаса на всё»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.)
Воспитатели.
Вожатые.
20.00 – 21.30 КВН «Это моя дружина» «Площадь встреч»
(Актовый зал) Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник.
Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

2 ноября. День 5-й:
«Сказочный переполох в Заставе Ермака». (День сказок).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)
Площадь встреч. Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 11.00 Конкурс комиксов по сюжетам любимых сказок и мультфильмов. Отрядное место Воспитатели,
Вожатые.
11.45 –13.00 «Там на неведомых дорожках!» - игра – маршрутка.
Соборное место. (Отрядное место.)
Педагог – организатор.
13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед. Столовая. Вожатые.
Воспитатели.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Сонник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 19.00 Подготовка к вечернему мероприятию
«Сказочный Кутюрье»- изготовление костюмов героев сказок.
Инсценировка фрагмента сказки. Воспитатели Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин)
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
20.00 – 21.30 «Сказочный Кутюрье»- конкурсная программа. «Площадь встреч»
(Актовый зал) Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник. Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

3 ноября. День 6-й:
«Дорогой Почемучек». (День интеллектуалов).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30 Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50 Утренняя поверка.
(построение дружин) Площадь встреч. Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 12.00 «Школа ремёсел»
«Вечные истины»
Подготовка к шоу «Голос»
«Танцуй со мной!» - мастер – класс по хореографии. Отрядное место.

Актовый зал.

Спортивный зал Педагоги д/о
12.00 –13.00 Подвижные игры на свежем воздухе. Площадь встреч. Воспитатели,
Вожатые.
13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед Столовая. Вожатые.
Воспитатели.
13.30 – 14.00 «Вместе с песней» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Сонник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 18.30 Конкурс комиксов по страницам любимых сказок и мультфильмов.
Оформление выставки комиксов и поделок.
Спортивные соревнования. (в спортивном зале) Воспитатели Вожатые.
18.30 – 19.00 «Полчаса на всё!»
Свободное время. Отрядное место. Воспитатели Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.40 - 21.00. Конкурсная программа
«День рождение воздушного шарика» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
21.45 – 22.00 Сонник. Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой. Воспитатели.
Вожатые.

4 ноября. День 7-й:
«Моё Прииртышье». (День малой Родины).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50 Утренняя поверка.
(построение дружин) Площадь встреч. Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 11.00 Подготовка к шоу «Голос»
Оформление выставки поделок. Физрук.
11.00 –13.00 Шоу «Голос» Площадь встреч.

13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед Столовая. Вожатые.
Воспитатели.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 19.00 Конкурс рисунков «Сибирью славится Россия»
Подготовка к вечернему мероприятию «Игры народов Сибири», к этнодискотеке. Отрядное место. Воспитатели Вожатые.

Педагог – хореограф.
18.30 – 19.00 «Полчаса на всё!»
Свободное время. Отрядное место. Воспитатели Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
20.00 - 21.30. «Игры народов Сибири»
Этнодискотека. Площадь встреч. Педагог – организатор.
21.45 – 22.00 Сонник. Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой. Воспитатели.
Вожатые.

5 ноября. День 8-й:
«Нам завещаны память и слава». (День исторической памяти).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные
08.00 – 08.30 Подъём.
Гигиенические процедуры. Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50 Утренняя поверка.
(построение дружин) Площадь встреч. Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 12.00 Показательные выступления патриотического клуба «Поиск» Актовый зал.. Патриотический клуб «Поиск»
12.00 –13.00 Подготовка к смотру строя и песни. Отрядное место. Воспитатели, вожатые
13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед. Столовая. Вожатые.
Воспитатели.
13.30 – 14.00 «Вместе с песней» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 19.00 Подготовка к смотру строя и песни. (строевая подготовка)
«Мы – правнуки победы!»
(название, девиз, речевка, рапорт командира, эмблема) Отрядное место. Воспитатели Вожатые.

18.30 – 19.00 «Полчаса на всё!»
Свободное время. Отрядное место. Воспитатели Вожатые.
19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.40 - 21.00. Смотр строя и песни «России верные сыны» Актовый зал. Педагог – организатор.
21.00 – 22.00 Дискотека.
Сонник. Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой. Воспитатели.
Вожатые.

6 ноября. День 9-й:
«Возьмёмся за руки, друзья!». (День дружбы).

Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.
08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)

Площадь встреч. Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
09.30 – 10.00 «Дела житейские»
Свободное время. Соборное место. (Отрядное место.) Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 12.00 Подготовка к конкурсу «Коса – девичья краса» Отрядное место. Воспитатели.
Вожатые.
12.00 –13.00 Конкурс «Коса – девичья краса» Актовый зал. Педагог – организатор.

13.00 –13.30 Дневная трапеза.
Обед. Столовая. Вожатые.
Воспитатели.
13.30 – 14.00 «Вместе с песней» Площадь встреч. Педагоги по вокалу.
14.00 –16.00 Час тишины на Заставе
(Тихий час) Воспитатели,
Вожатые.
16.00 –16.30 Перекус
(Полдник) Столовая. Воспитатели Вожатые..
16.30 – 19.00 Подготовка к гала – концерту «Пока все вместе» Отрядное место. Воспитатели Вожатые.

19.00 – 19.30 Вечерняя трапеза.
(Ужин) Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
19.45 - 21.30. Гала – концерт «Пока все вместе» Площадь встреч. Педагог – организатор.
21.30 – 22.00 Прощальный костёр «За расставаньем будет встреча»
Сонник. Столовая.
22.00 Гигиенические процедуры.
Отбой.
Воспитатели.
Вожатые.

7 ноября. День 10-й:
«За расставаньем будет встреча»
(Отъезд участников смены)
Время Название мероприятия
Место проведения Ответственные

08.00 – 08.30
Подъём.
Гигиенические процедуры.
Воспитатели.
Вожатые.

08.30 – 08.50
Утренняя поверка.
(построение дружин)


Площадь встреч.

Начальник смены.
09.00 – 09.30 Утренняя трапеза.
Столовая. Воспитатели.
Вожатые.
10.00 – 11.00 Уборка комнат и отрядных мест
11.00 – 13.00 Отъезд участников смены
Список литературы
1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005
2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
3. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А.Советы бывалых вожатых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003
4. Шпоркина Е.М. Тематический день. Серия «Вожатый», выпуск 5.Ульяновск 2006.
5. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. Серия «Вожатый», выпуск 4.Ульяновск 2006.
6.http://summercamp.ru/index.php5/Категория:Лагерь_от_А_до_Я
7. http://www.vozhatyj.ru
8. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы- патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы.- М: ВАКО, 2006.

9. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике// Педагогика. 1998, № 2.

10. В.В. Выготский, О. Е. Жиренко. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию. 7 – 11 классы, Москва, изд. «Вако», 2007г.

11.. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2006.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

12. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно- методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. – М: ВАКО, 2006.

13. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
14. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

Категория: Сценариии | Добавил: runouvaelena (09.11.2016)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar