Главная » Статьи » Страничка педагога-организатора » Сценариии

Ученическое самоуправление
Сценарий муниципального семинара –практикума
для лидеров детских общественных организаций
«Ученическое самоуправление».

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники семинара – практикума «Ученическое самоуправление». Мы сегодня собрались, чтобы поделиться опытом работы в детских организациях, найти единомышленников и сделать работу самоуправления более активной и эффективной. Ответить на вопрос: как сделать так, чтобы в школе было жить и учиться интереснее, чтобы каждый нашел себе дело по душе. Сегодня мы будем работать все вместе и лидеры школьного самоуправления, и вожатые, и заместители директоров по воспитательной работе. Потому что самоуправление в школе, это есть не что иное, как совместное творчество детей и взрослых.
На нашем семинаре присутствует методист информационно – методического центра в сфере образования Анна Васильевна Бушуева. Анна Васильевна курирует работу Российского движения школьников в Тарском районе.

Любая встреча начинается со знакомства и приветствия. Давайте и мы познакомимся с вами. Всегда знакомиться лучше и веселее в игре. Поэтому я предлагаю всем участникам, в том числе и взрослым, выйти и образовать круг. Для начала мы поиграем в простую игру, которая называется паровоз. Суть игры такова:
Паровоз.

Все участники стоят в кругу.
Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз!
Как тебя зовут?».
Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет.
Кто представился, присоединяется к «паровозу».
Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди
повторяют имя новенького.
Любое дело должно иметь логическое окончание. Вот и мы подведём итог нашей игры и проверим, как вы запомнили имена друг друга. А поможет нам в этом вновь игра.
Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. Игра называется «Свиток на память».
"Свиток на память"
Эта игра поможет познакомиться детям старшего возраста.
Их можно поделить на две компании, усадить в ряд и выдать первому из подростков бумажный свиток, перевязанный атласной лентой.
Ленточка не должна быть менее двух метров в длину.
Смысл игры в том, что первый участник берется за конец ленты и называет свое имя, то же проделывает и второй игрок, прибавляя к своему имени вышеназванное. Так до конца. Последний участник разматывает бумажный свиток и записывает все имена, которые он запомнил. Выигрывает та команда, у которой список имен окажется наиболее полным.
Ведущий: Теперь мы знакомы, а, значит, самое время начать работу нашего семинара.

Ведущий: Мы считаем, что ученическое самоуправление предоставляет вам, ребята, возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания.
Представляя интересы всего ученического коллектива, вы сами можете организовывать и проводить те дела, которые вам интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и учителей, но и сам процесс.
Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, играет важную роль, предоставляет вам возможность общения.
1. Дайте, пожалуйста, определение что такое самоуправление? Как вы понимаете смысл этого слова?
Таким образом, можем выяснить, что
Школьное самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
- это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.

2. А кто же должен организовывать работу ученического самоуправления, классного самоуправления?
3. Чему учит организация ученического самоуправления?
(Ответы ребят)
Всё верно. Самоуправление учит:
-Учит ребят умению руководить и подчиняться.
-Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
-Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
-Вырабатывает правильное отношение к критике.
-Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
-Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Сейчас, ребята, перед вами на экране появятся принципы, на которых строится система ученического самоуправления. Выскажите своё мнение, верны ли они? Можно ли обойтись без них? Своё мнение обоснуйте.
Каждый принцип на слайде.

Приоритетные принципы самоуправления

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

Принцип гуманизма.
Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.

Принцип демократичности.
Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам.

Принцип равноправия.
Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принцип выборности.
Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принцип обновляемости и преемственности.
Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

Принцип открытости и гласности.
Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принцип целесообразности.
Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.
Принцип самоуправления.
Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.

Ведущий: Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.
Через систему самоуправления вы сможете, социально определится, и сформировать свой социальный опыт.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Ведущий: Мы разобрались с понятием, что же такое самоуправление, на каких принципах оно строится и работает.
Теперь я предлагаю вам разделиться на 3 группы. 2 группы детей и 1 группа взрослых.
«Будь в курсе дела».
Ведущий: Вам предлагаются ситуации для обсуждения и определения того, является ли деятельность учеников в данном конкретном случае проявлением ученического самоуправления.
Просим давать расширенные ответы, избегать односложных ответов «да» - «нет», обосновывать ответы.

На обсуждение 7 минут.
На карточках ситуации.

1. Ученики 8 класса создали в школе добровольческую группу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны.
Относится ли такая группа к органам ученического самоуправления?
Нет. Деятельность группы направлена на решение не проблем учеников, а проблем ветеранов, на решение социальной проблемы вне школы.
2. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками. Можно ли такой отряд считать ученическим самоуправлением?
Да. Такой отряд можно считать ученическим самоуправлением, т.к. решает проблемы младших школьников и улучшает школьную воспитательную систему.
3. В школе проведен День дублера. Докажите, что это является ученическим самоуправлением.
Если ученики данное решение приняли самостоятельно, а целью стало желание учащихся улучшить взаимоотношения с педагогами и создать благоприятный психологический климат, то такое мероприятие модно считать ученическим самоуправлением.
4. Совет старшеклассников осуществляет деятельность по организации досуга учащихся. Можно ли такую деятельность считать ученическим самоуправлением?
Если эти мероприятия решают проблемы организации досуга учащихся школы, то можно.
5. Ученики самостоятельно организуют дежурство в классах. Можно ли считать эту деятельность ученическим самоуправлением?
Нет. Это форма самообслуживания, является обязательной для школьников.
6. При опросе ребята сказали, что их деятельность ведется по таким следующим направлениям: гражданско – патриотическое, краеведческое и экологическое. Идет ли речь о деятельности ученического самоуправления?
Нет. Деятельность ученического самоуправления направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных на защиту гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем в ОУ.

Ведущий: В нашем районе в каждой школе есть своя действующая детская организация, в которой работает своя структура самоуправления.
Какие – то школы имеют многолетний опыт в самоуправлении и достигли определённых результатов на муниципальном и региональном уровне. Кто – то попробовал свои силы на всероссийском уровне. И сегодня несколько школ готовы поделиться своим опытом работы.
Я приглашаю Орловскую СОШ.

Школы представляют опыт работы
своей детской организации.

Ведущий: Спасибо, всем, кто представил опыт своей работы. Дальнейших вам успехов и творчества.
Ведущий: Любое мероприятие должно иметь сюрпризный момент. О нём могут знать только организаторы мероприятия или его готовят участники или же заинтересованные в успехе дела люди. Такой сюрпризный момент присутствует и на нашем семинаре. Я предоставляю слово методисту информационно- методического центра в сфере образования Анне Васильевне Бушуевой.
Слово А.В.Бушуевой.
Самая распространённая форма мероприятий в школах - это КТД, коллективно – творческое дело.
Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Ведущий: Действительно, один в поле не воин. Только сообща, объединив усилия и способности взрослых и детей, можно организовать достойное интересное мероприятие.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Виды КТД

Общественно - политические КТД.
Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос.
Словарь:
Агитбригада, агитафиша, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, газета стенная ("живая", радиогазета, киногазета, светогазета), конкурс рисунков, шефство над памятниками, эстафета дружбы.

Трудовые КТД.
Это организация трудового дня ребёнка, достижение кратковременных целей
Словарь:
дежурство, дело по "секрету", день самостоятельности, зеленый патруль, клуб умельцев-волшебников, конкурс детского мастерства, мастерская по ремонту школьного инвентаря, операции ("Зеленая аптека", "Живи, книга", "Родник"), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, трудовой час, трудовая вахта,эстафета трудовых дел.

Познавательные КТД.
Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, в ходе КТД такого типа участники получают и проверяют свои знания.

Словарь:
Академия веселых наук, аукцион знаний, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, книжный бал, конкурсы эрудитов, КВН, олимпиада, ""Что? Где? Когда?", час почемучек, экскурсия, экспедиция.

Экологические КТД.
Природа - лучший учитель. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача этого вида КТД. Увидеть проблему, помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Словарь:
Экологический рейд, экологический патруль, Академия лесных наук, бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологическая тропа, экологический вестник, экологический фестиваль.

Спортивные КТД.
Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере, оздоровление. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Словарь:
веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, подвижные, на местности, физкультминутка, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая).

Художественные КТД.
Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.

Словарь:
Авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок , выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал, КВН, кинофестиваль, кольцовка песен, конкурс юмора и сатиры, кукольный театр, литературный суд, настольный театр, просмотр фильмов, театр пантомимы, фестиваль искусств.

Досуговые КТД.
Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Словарь: Академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), день "рекордов Гиннеса", дискотека, день фантазера, игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые), карнавал, клуб выходного дня, конкурсы "Алло, мы ищем таланты", Шерлоков Холмсов, бал именинников.

Ведущий: Все эти виды КТД проводите вы в своих школах.
Давайте рассмотрим примерную схему КТД.
КТД. Этапы.

Первый этап – предварительная работа коллектива.
Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником.
При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей.

Второй этап – коллективное планирование.
Этап начальной организации отбор идей к осуществлению, выборы "совета дела", определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей. Работают творческие инициативные группы.

Третий этап – коллективная подготовка КТД.
Творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

Четвёртый этап - Проведение самого дела.
Демонстрация всех наработок предъидущих этапов.
Здесь много важных моментов. Начиная от встречи гостей, подготовкой сцены, необходимого оборудования и организацией заключительной части.

Пятый этап – подведение итогов.
Как правило это происходит в творческих группах. Начинают с того, что получилось, а потом уже называют недочёты в работе и ищут пути решения, как избежать подобного в очередном деле.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам вновь образовать на 3 группы. Ваша задача разработать и показать небольшое КТД. Одна группа займётся подготовкой экологического КТД, другая художественного, а третья спортивного КТД. Я дам вам опорные карты. Ваша задача создать подготовить и показать КТД. На подготовку вам даётся 20 минут.
Представление КТД.
Ведущий: Подходит к завершению наш семинар – практикум. Мы с вами убедились наглядно, что
Самоуправление!
Управляем сами.
Сами это значит
Четко понимаем,
Как добиться качества
В спорте и учебе,
Как досуг преобразить,
Как нам сделать, чтобы
Дело каждому нашлось
По душе, по нраву,
Чтоб по школе разнеслось:
Мы достойны права
Сами жизнью управлять.
Ну, а за советом
Подходи к учителям!
Мы поможем в этом,
В этом деле не простом.
Но при всем при этом,
Пригодится вам потом
Управленье это!
У каждого из вас есть слова гимна самоуправления. Предлагаю завершить наше большое КТД песней и поставить таким образом логическую точку нашего мероприятия. А потом пройдем на общую фотографию.
Исполняют песню.
Общая фотография.
Категория: Сценариии | Добавил: runouvaelena (30.10.2018)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar